После трудных и героических лет войны, принесших победу ценой огромных усилий, люди словно проснулись с новым стремлением к жизни — с жаждой мира, уюта и созидания. Им снова захотелось будущего — светлого, удобного, красивого. Это настроение лежит в основе стиля Mid-century modern, родившегося в конце 1940-х. Дизайнеры той поры искали гуманистические решения, стремясь упростить и улучшить жизнь среднего класса. Дорогие материалы уступили место демократичным — вместо массивного дерева и бронзы появились фанера, пластик, алюминий. Простые плавные формы, функциональность без излишеств — так создавалась жизнеутверждающая эстетика послевоенного модерна. Особенно ярко оптимизм этой эпохи проявился в таких бытовых деталях, как настенные и настольные часы mid-century. Эти часы не просто показывали время — они демонстрировали веру в лучшее будущее, прямо на наших стенах и полках.
Диалог дизайнов: США, Европа и СССР
Mid-century modern чаще ассоциируется с американскими и скандинавскими интерьерными хитами — мебель на тонких ножках, абстрактные узоры, футуристический декор. Однако идеалы модернизма не знали границ. В Советском Союзе 1960-х по-своему расцвёл аналогичный стиль — его иногда называют советским модерном. Он тоже отличался функциональностью, лаконичностью форм и утилитарной эстетикой. Советские дизайнеры, хотя и работали в изоляции, во многом шли параллельным курсом с западными коллегами. Они избегали излишнего декора, делая упор на удобство и прочность — во многом по необходимости, но от того не менее искренне.
Сравните, к примеру, американский шкаф в стиле Эймса и советский гарнитур конца 60-х: и там и там простые геометричные линии, минимум фурнитуры. То же верно и для часов: функциональный дизайн объединял страны по разные стороны железного занавеса. Конечно, были и точки пересечения. Знаменитая американская выставка в Сокольниках (1959) привезла в Москву образцы западного дизайна — от кухонь до часов. Советская публика впервые увидела «летающие тарелки» светильников и весёлые абстрактные часы Джорджа Нельсона. Это произвело эффект: в последующие годы советские фабрики стали чуть смелее в оформлении быта. А с другой стороны, западные дизайнеры иногда черпали вдохновение в русском авангарде и конструктивизме 1920-х.
Космос, атом и формы будущего
В 1950–60-х годах человечество рвалось в космос — и дизайн подхватил эту мечту. Появилось понятие Space Age Design — дизайн космической эры. В формах и образах тех лет читались ракеты, звёзды, атомы. Например, популярные «звёздные» настенные часы — расходящиеся лучи с сияющими шариками на концах — прямо отсылали к эмблеме атома или вспышке звезды. Модель Ball Clock Джорджа Нельсона 1949 года известна также как «Atomic Clock» — её дизайн с двенадцатью шариками напоминал структуру атома.
Одновременно космос покорял умы и в Советском Союзе. После запуска спутника и полёта Гагарина в стране царил космический культ. Даже обычный будильник мог получить «космическое» имя или символику. Модель «Мир» Второго московского часового завода носила на циферблате изображение голубя мира — эмблему мирных инициатив. А некоторые часы, вроде настольной «Молнии» в корпусе «Восток-1», прямо воспроизводили облик спутника, орбиты и даты полёта.
Примеры советских моделей
Иконы mid-century на Западе
Прошлое, которое мы переосмысляем
В мастерской WOODandROOT мы не занимаемся реставрацией старых часов — мы создаём собственные, вдохновляясь лучшими образцами прошлого. Но почти в каждом проекте, над которым работаем в нашей мастерской, отзывается прошлое. Оно не копируется буквально, а переосмысливается: в пропорциях, в материалах, в уважении к движению.
Нам близка эта эпоха середины века — не только из-за формы, но из-за того, что она верила в светлое. В то, что предмет может быть и удобным, и красивым, и живым.
Если вам тоже интересно, как может выглядеть современное прочтение mid-century — загляните в нашу коллекцию
Быть может, вы найдёте там ту самую капсулу времени, которую захотите впустить в свой интерьер.